Награды ОАО "РосНИПИУрбанистики"

gif.gif


Презентация проектов ОАО "РосНИПИУрбанистики"

prezent.gif



«Визитная карточка института» - публичные слушания


Буклет для жителей


«Буклет проекта генплана города»


«Буклет проекта СТП субъекта РФ»

Сайт генплана Астрахани

Публичные слушания

Институт Урбанистики с 1991 года считает вопросы реализации прав граждан на информацию и на участие в принятии градостроительных решений важнейшими для развития градостроительства. Все эти годы Институт принимает активное участие в развитии законодательства в этой области, практики и технологий публичных слушаний.

В частности, по заказу Межпарламентской ассамблеи стран СНГ Институтом были подготовлены ряд законопроектов в этой области:

- модельный законопроект СНГ «Об участии общественности в принятии решений по вопросам градостроительного развития и качества городской среды» (2000);

- распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга «Об участии граждан, их объединений, юридических лиц в принятии решении по вопросам градостроительного развития, качества городской среды и реализации инвестиционных проектов» (1998) и другие.

Организация и проведение публичных слушаний

Процесс публичных слушаний регламентирован Градостроительным кодексом РФ 2004 г. Законодательные требования к проведению публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов содержатся в статье 28 Градостроительного Кодекса (ГК) РФ. Законодательные требования к проведению публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки – статья 31 п. 12 ГК РФ. Законодательные требования к проведению публичных слушаний по проектам планировки – статья 46 ГК РФ.

В Градостроительном кодексе определены два основных права, которым должен соответствовать проект:

  • право человека на благоприятные условия жизнедеятельности,
  • права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Именно с этой целью проводятся публичные слушания. Следовательно, каждый заинтересованный в получении информации субъект градостроительных отношений должен иметь возможность получить информацию о содержании проекта, оценить проект с позиции соблюдения или нарушения вышеуказанных прав и передать свою оценку в виде одобрения, предложения, возражения и т.д. в соответствующие инстанции.

Градостроительный кодекс предписывает:

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, по радио и телевидению. Градостроительный кодекс регламентирует обязательное содержание информации, которое должно быть доступно в процессе публичных слушаний:

Опубликованию подлежит проект положения о территориальном планировании, который включает в себя:

1) цели и задачи территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

Опубликованию подлежат и карты (схемы) проекта, на которых отображены проектные решения.

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и на официальном сайте в сети "Интернет".

Представители администраций, в обязанности которых входит организация публичных слушаний, часто задают нам вопрос: «Каков минимально необходимый объем материалов и информации для предоставления на публичных слушаниях?» Они сообщают, что «в соседнем МО» провели публичные слушания, представив на экспозицию одну схему без всяких пояснений и вывесив в Интернете архивированную папку размером 100 Мб. И все прошло «тихо». На это мы отвечаем: «Какой объем информации предоставлять на слушания, зависит от ваших целей». Если ваша цель, как территориальных управленцев, состоит в том, чтобы все прошло «тихо», чтобы информация о планируемых изменениях не была понята, но при этом слушания нельзя было бы признать не состоявшимися с юридической точки зрения, делайте, как «в соседнем МО».

Позиция Института Урбанистики по отношению к организации и проведению публичных слушаний проектов генпланов и информирования по проектам схем территориального планирования состоит в том, чтобы вместе с Заказчиком сформулировать на этот процесс управленческие цели. В зависимости от этих целей и будет дан ответ на вопрос, «каков минимально необходимый объем материалов и информации для предоставления на публичных слушаниях».

Институт Урбанистики, в свою очередь, при подготовке и проведении публичных слушаний использует технологию связей с общественностью (public relations).

Эта технология предполагает, что мы не просто публикуем информацию, но и обеспечиваем минимальный уровень градостроительной грамотности населения, который позволит людям эту информацию воспринять, правильно понять и сделать выводы. Мы учитываем и такой важный момент: во времена социализма градостроительная документация предназначалась исключительно для служебного пользования. За десятилетия работы в режиме секретности, профессионалам-градостроителям было достаточно пользоваться профессиональным языком, понятным узкому кругу специалистов. «Готовой» информации для общественности нет в материалах и текстах проекта. Нужно специально конструировать смыслы и значения проектных решений и пояснять значение участия граждан в публичных слушаниях.

Исходя из этого, у нас сложилось представление о необходимом минимуме информационных материалов для проведения публичных слушаний. Это:

1. Первое информационное сообщение (в газете, по ТВ, в Интернете) о начале публичных слушаний, в котором, помимо официальной информации о начале слушаний, дается понятное определение того, что такое проект генплана, что такое публичные слушания и зачем жителям необходимо участвовать в слушаниях.

2. Создание Интернет - сайта, посвященной проекту генплана или СТП. Мы считаем, что к этой задаче нужно подходить творчески. Недостаточно разместить текст Положений и одну-две схемы. Необходимо структурировать содержание проекта, максимально используя возможности компьютерных технологий и Интернета.

Горожане – это не однородное целое. Это множество разных социальных и деятельностных групп. И каждую группу интересует свой аспект содержания проекта. Разрабатывая сайт проекта генплана, мы структурируем информацию таким образом, чтобы разные субъекты градостроительных отношений с легкостью находили актуальную для них информацию. Так, например, при разработке сайта по генплану Ростова-на-Дону были определены три целевые группы: власть, бизнес, горожане. Для каждой целевой группы сайт задавал свою логику движения по содержанию генплана.

Нам интересно общаться, спорить и полемизировать с теми, для кого мы работаем – для жителей территорий и горожан. Поэтому мы считаем, что необходимо создать возможность заинтересованным лицам обсуждать наш проект и сообщать нам свое мнение. Для этого мы создаем интернет-форум и сообщаем адрес электронной почты.

3. Экспозиция проекта (выставка). На выставку мы готовим несколько схем и снабжаем каждую схему подробной «инструкцией», как читать эту схему.

4. Публикация в местной газете, где в доступной и интересной для восприятия форме изложены основные проектные решения.

5. Открытая встреча горожан/жителей, администрации и разработчиков, которая проводится в удобное для людей время в помещении, которое может вместить всех желающих.

Достаточно часто в настроениях муниципальных управляющих по отношению публичным слушаниям встречается мотив «избегания». Например, муниципальный управляющий сельского поселения, прошедший через публичные слушания, на котором с треском был провален проект генерального плана сельского поселения, сделал вывод, что следующие слушания будет проводить зимой, когда наиболее активный состав участников слушаний – собственников недвижимости, пребывает в городе. Такая «стратегия», может быть, и позволит составить «гладкий» протокол, но неучтенные в проекте интересы выразятся в конфликтах на стадии реализации генплана. В результате экономические потери от затягивания или срыва проектов или от необходимости корректировать уже утвержденный документ будут значительно больше, чем затраты на внесение в проект генплана изменений, которые учтут интересы проживающих на этой территории людей, разумеется, если эти интересы не противоречат планировочным ограничениям и общественным интересам.

Есть еще одна проблема, которая препятствует профессиональному обеспечению процесса публичных слушаний: значительная часть управленцев уверена, что чиновники – служащие соответствующих структурных подразделений администраций своими силами могут обеспечить проведение публичных слушаний. Большинство управленцев уверено, что эта область не является областью профессиональной работы, требующей привлечения соответствующих квалифицированных специалистов. Часто при этом ссылаются на Градостроительный кодекс, в котором указывается, что мероприятия публичных слушаний организует уполномоченный орган местного самоуправления (ст. 28 п.5). Иными словами, кодекс не предписывает привлекать соответствующих профессионалов для проведения публичных слушаний. Но ведь в кодексе нет и требования привлекать профессионалов-градостроителей к разработке градостроительной документации! Подготовка градостроительных проектов, согласно кодексу, находится в полномочиях соответствующего органа власти. Однако при подготовке градостроительных проектов у чиновников не возникает мысли, что они могут справиться сами, что профессионалы им не нужны. А в ситуации с подготовкой публичных слушаний только в редчайших исключениях привлекают профессионалов в области гуманитарных технологий. Почему представители бизнеса понимают, что недостаточно создать новый товар или услугу, что необходимы мероприятия по продвижению нового продукта, иначе новый йогурт просто не увидят. И представители бизнеса привлекают профессионалов в области рекламы и паблик рилейшнз, понимая, что без соответствующих расходов на связи с общественностью производство новых товаров и услуг бессмысленно. Однако этот очевидный факт не принимается во внимание в ситуации производства сложнейшей новой услуги – градостроительного проекта территории или населенного пункта. Часто ссылаются на то, что в бюджете нет денег. В Москве, например, деньги есть. Но и там чиновники своими силами «справились» с организаций публичных слушаний. При этом горожане сообщали, что они просто не в состоянии воспринять информацию, которая была представлена на публичные слушания. – Преобразование профессиональной информации в информацию для общественности, конструирование понятных для людей смыслов, специальная работа с формой представления профессиональной информации – это область гуманитарной профессионализации.

Необходимо вовлекать в территориальное и муниципальное развитие потенциал целей и интересов жителей. И публичные слушания являются одним из механизмов такого вовлечения. Чтобы жители, горожане, представители бизнеса и различных видов деятельности на территории начали «пользоваться» генеральным планом, иными словами, ставить собственные цели с учетом целей генерального плана, необходимо его «продвижение» профессиональными средствами гуманитарных технологий. И это особенно важно для дотационных территорий и населенных пунктов, т.к. там развитие возможно только за счет ресурсов и целей самих жителей.

Позиция Института Урбанистики состоит в том, что организация и проведение публичных слушаний является одним из профессиональных этапов подготовки проекта. В Институте Урбанистики разработаны технологии проведения публичных слушаний и программы повышения квалификации муниципальных служащих по связям с общественностью в сфере градостроительства. Институт Урбанистики оказывает услуги организации и проведения публичных слушаний. Институт также осуществляет услуги повышения квалификации муниципальных служащих в проведении публичных слушаний.