Награды ОАО "РосНИПИУрбанистики"

gif.gif


Презентация проектов ОАО "РосНИПИУрбанистики"

prezent.gif


схемы
Схемы


Республика Карелия. Генеральная схема размещения объектов инфраструктуры туризма


Эскиз планировки туристического комплекса «Типиницы»


Эскиз планировки туристического комплекса «Кондобережная»


Управление отходами

Новые специализированные и отраслевые градостроительные услуги

Градостроительные технологии развития туризма

Россия обладает колоссальным туристическим потенциалом. Но этот потенциал нуждается в раскрытии. Развитие туризма – один из экономических приоритетов большинства городов и регионов страны. Институт Урбанистики предлагает разработку концепций развития туризма для городов и территорий и подготовку отраслевых документов территориального планирования: схем размещения объектов инфраструктуры туризма, проекты создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа и другие градостроительные инструменты развития этой отрасли.

Впервые эта инновационная работа была сделана для территории Карелии коллективом АПМ-1 Института.

В Концепцию входит разработка способов решения следующих задач:
- Рациональная организация индустрии туризма, которая будет генерировать рабочие места для местного населения, способствовать развитию смежных отраслей.

- Развитие отрасли на принципах устойчивого развития, обеспечение защиты природной и культурной среды,

- Определение параметров качества условий пребывания туристов, соответствующих международным стандартам.
- Задействование имеющейся инфраструктуры обслуживания, ресурсы повышения эффективности и качества работы средств размещения, предприятий питания, транспорта, экскурсионных объектов, уже имеющихся в регионе или городе.

- Принципы выбора туристических зон и определения их основной специализации.
- Выявление ресурсов для создания новых туристических рекреационных и культурных объектов.

- Придание новых туристических функций рекреационным и культурным объектам.

- Сценарий последовательной трансформации пространственной организации территории под цели развития туризма.

- Концепцию информационного обеспечения продвижения регионального или городского туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках, концепцию формирования туристического имиджа территории/города.

Схема размещения объектов туристической инфраструктуры - это следующий за концепцией отраслевой документ территориального планирования, в котором разрабатывается схема развития инфраструктуры туризма. Это система планировочных документов, содержащих анализ и пространственную проекцию концептуальных решений по развитию туризма, инвестиционные решения, обоснование капиталовложений и результаты предпроектных исследований. В Схеме размещения объектов туристической инфраструктуры Республики Карелия были также т проработаны инвестиционные площадки (на уровне предпроектного обоснования), эскизы планировки.

Пакет разработанной документации практически является предпроектным обоснованием, которое необходимо потенциальным инвесторам для создания инвестиционных проектов.

Этот документ включает:

- мероприятия по развитию туристической инфраструктуры (гостиничного и дорожного хозяйства, транспорта и связи, бытовых услуг и системы информации);

- мероприятия по развитию системы рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального или городского туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;

- мероприятия по включению в зону туристической активности незадействованные туристические объекты;
- мероприятия по формированию туристического имиджа региона;
- определение потребности в перспективных квалифицированных кадрах для индустрии туризма.
- оценку перспективности развития отдельных видов туризма по системе показателей;
- проектные предложения по развитию туризма по зонам с оценкой приоритетов;
- перспективы развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, связанной с туризмом;
- основные принципы планировочной организации развития туризма;
- инвестиционное обоснование создания объектов инфраструктуры туризма;
- расчет эффективности реализации проектных решений по развитию туризма в туристической зоне и ожидаемые результаты.

Наверх

Проекты развития, рационального использования и охраны минерально-сырьевых ресурсов

В проектах выявлялось влияние методов добычи минерально-строительных полезных ископаемых на окружающую среду, включая благополучие условий жизни населения (звуковые нагрузки, разлет камней, этажность и материал стен жилых и общественных зданий, охрана источников питьевого водоснабжения), взаимодействие работы карьеров и транспорта («окна» для взрывных работ, осмотр путей после окончания взрывных работ, переход с тепловозной тяги на электротягу на сортировочной станции Выборгского узла). Работа включала разработку регламентов для использования и охраны минерально-строительных полезных ископаемых и очередность их ввода в эксплуатацию.

В рамках этой темы под руководством Н.С. Гутман (2000 – 2011 гг. – руководитель Отдела регионального проектирования РосНИПИ Урбанистики, с 2011 г. по настоящее время – гл.специалист Отдела инновационного развития РосНИПИ Урбанистики) были выполнены работы:

«Концепция развития, рационального использования и охраны минерально-сырьевых ресурсов на период до 2005 г.» Выборгский район.

Рук. проекта Н.С. Гутман

Концепция развития, рационального использования и охраны минерально-сырьевых ресурсов на период до 2005 г.» Всеволожский район.

Рук. проекта Н.С. Гутман, ГИП Т.А. Маркова

Концепция развития, рационального использования и охраны минерально-сырьевых ресурсов на период до 2005 г. Гатчинский район ЛО, Рук. проекта Н.С. Гутман, ГИП Т.А. Маркова

Концепция развития, рационального использования и охраны минерально-сырьевых ресурсов на период до 2005 г. Ломоносовский район ЛО, 2002 , Рук. проекта Н.С. Гутман, ГИП Т.А. Маркова 

Наверх

Создание систем управления отходами

Институт Урбанистики наработал большой опыт подготовки проектов создания систем управления отходами. Такие проекты – одно из направлений специализации действующего в Институте Международного центра устойчивого развития городов (МЦУР, рук. Н.В.Романовская)

Комплексная система управления отходами включает в себя:

- разделы правового и экономического обоснования необходимых изменений в законодательной и нормативной базе обращения с отходами в субъекте РФ или МО.

- финансово - экономический механизм обращения с отходами производства и потребления

- объекты размещения и переработки отходов

- выявление участков для размещения первоочередных объектов, связанных со сбором, транспортировкой, хранением, захоронением и утилизацией (сортировкой и переработкой) отходов производства и потребления.

В 1999 г. по заданию Правительства Ленинградской области, впервые для Ленинградского региона, была разработана Концепция «Комплексная система управления отходами Ленинградской области», основные положения которой в 2000 г. были согласованы со всеми контролирующими инстанциями и одобрены Вице–Губернаторами Ленинградской области.

Концепция включала:

- систематизацию существующих проблем

- предложения по их взаимоувязанному решению в рамках создания единой системы управления отходами

- организационные, технические, экономические и другие предложения по формированию комплексной системы управления отходами, включающей объекты селективного сбора ТБО, пункты сбора вторсырья, спецавтотранспортные предприятия, объекты промышленной переработки отходов и места для их захоронения

- оценку территории для выбора мест размещения объектов захоронения и переработки отходов

- перечень мероприятий по созданию комплексной системы с определением их стоимости и сроков выполнения.

- предложения по возможной кооперации муниципальных образований или населённых пунктов для создания более рентабельных укрупнённых объектов утилизации отходов.

- принципиальные предложения по необходимому усовершенствованию региональной нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами.

На основе выполненного анализа в Концепции была дана оценка существующего положения в населённых пунктах Ленинградской области. Были проанализированы:

- источники образования и объёмы накопления ТБО, их морфологический состав

- сложившаяся система сбора и удаления ТБО

- образование и удаление жидких отходов

- образование и удаление слаботоксичных промышленных отходов на территории Ленинградской области

- сложившаяся система обезвреживания отходов

- санитарно–гигиенические и экологические аспекты воздействия объектов захоронения ТБО и строительно-промышленных отходов на окружающую среду

Кроме того, был выполнен краткий анализ:

- сложившейся деятельности и перспективы развития специализированных предприятий, осуществляющих переработку и захоронение отходов

- состояния сбора и переработки вторичного сырья

- анализ финансовых аспектов деятельности предприятий по управлению отходами, структуры тарифов

«Корневыми» проблемами отрасли в Ленинградском регионе были признаны в целом:

- неотлаженная система финансирования

- недостаточный контроль

- отсутствие правовой базы для эффективного управления на уровне области

- отсутствие единого координирующего центра, соответствующего масштабу проблемы, способного отслеживать состояние отходного хозяйства и управлять развитием и совершенствованием отрасли

- недостаточное осознание населением экологической опасности от распространения отходов и связанный с этим рост стихийных свалок (в особенности, в районе садоводств), недостаточность разъяснительной и воспитательной работы среди населения.

В Концепции также были выполнены:

- прогноз образования отходов

- комплексная оценка территории с рекомендациями по размещению объектов переработки и захоронения ТБО и промышленных отходов

- предложения по закрытию, ликвидации или рекультивации свалок – источников загрязнения окружающей среды

- расчёт стоимости экстренных мероприятий по ликвидации свалок – источников загрязнения водоохранных зон

- предложения по усовершенствованию финансово – экономической основы деятельности системы управления отходами

- проектные обоснования размещения новых объектов по переработке и захоронению ТБО.

С целью усовершенствования нормативно-правовой базы и действующих финансово-экономических механизмов обращения с отходами, в развитие Концепции «Комплексная система управления отходами Ленинградской области», было разработано «Правовое и экономическое обоснование необходимых изменений в законодательной и нормативной базе обращения с отходами в Ленинградской области» областной по заданию Администрации.

Позднее был разработан проект «Управление бытовыми отходами на территории МО «Выборгский район» Ленинградской области», в котором были воплощены основные идеи областной Концепции в масштабе административного района.

По заданию Администрации Ленинградской области, было выполнено «Обоснование выбора объектов размещения отходов на территории Ленинградской области» с целью выявления участков для размещения первоочередных объектов, связанных со сбором, транспортировкой, хранением, захоронением и утилизацией (сортировкой и переработкой) отходов производства и потребления Санкт–Петербурга.

Одним из принципиальных предложений Концепции «Комплексная система управления отходами Ленинградской области» была рекомендация проекта о необходимости реконструкции и расширения действующего Опытного завода МПБО и его полигона «Южный» (ныне завода КПО). Международным центром устойчивого развития городов был выполнен рабочий проект по реконструкции и содержанию указанного полигона твёрдых бытовых отходов, его рекультивации и строительству сортировочного комплекса.

Широкий спектр работ по обращению с отходами включает, помимо крупных системных концептуальных работ, также и такие разномасштабные работы, как «Градостроительное обоснование размещения Ивангородского полигона складирования ТБО с мусороперерабатывающим заводом», рабочий проект рекультивации бесхозной свалки под г. Выборгом (Таммисуо) в Ленинградской области и ряд других.

В своих проектах мы широко применяем опыт развитых стран и отечественный опыт в части передовых технологий сбора и утилизации отходов с учётом минимизации их воздействия на окружающую среду.

В настоящее время Институт Урбанистики имеет многолетнюю практику разработки различных проектных материалов в сфере обращения с ТБО и располагает сертификатом «Росжилкоммунсертификации» Серия 47/0008 №0017 код У от 10 марта 2004 года.

Таким образом, проблемы обращения с отходами производства и потребления институту хорошо знакомы, эта сфера является также одной из наших специализаций.

Наверх

Эколого-градостроительные обоснования 

Еще одно направление работы института – градостроительные обоснования развития территории, в которых углубленно анализируются экологические факторы. 

Градостроительное обоснование потенциально возможного прохождения новых трасс железной дороги и развития инфраструктуры железнодорожного транспорта на участке «Каменногорск-Лосево» в составе ТЭО «Организация высокоскоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург-Бусловская ОЖД», 2004 (Рук. проекта Н.С. Гутман)

В обосновании был выполнен анализ предложенного варианта и сделаны выводы о большом экологическом ущербе, наносимом этим строительством окружающей среде в  Приозерском и Выборгском районах Ленинградской области и благополучию условий проживания населения, как постоянного, так и сезонного населения Санкт-Петербурга на дачах и в садоводствах, а также выявлено, что предлагается осуществить самый увпиталоемкий вариант строительства..

Рекомендован Градостроительным Советом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской для учета при прохождении согласований ТЭО, разработанного ОАО РЖД и при экологической экспертизе.

«Градостроительное зонирование территории водоохраной зоны реки Вуоксы в границах Ленинградской области (Выборгский и Приозерский районы)»2005 г.  (сделать ссылку: http://www.urbanistika.ru/portfolio/ORP_proekty/vuoksa / )

В работе определялось возможное с точки зрения природоохранного законодательства  использование не вовлекаемой в градостроительную деятельность территорий. Приведены градостроительные методы управления и охраны водных ресурсов и окружающей среды. Интересный опыт общения с финскими специалистами Центра Окружающей среды Юго-восточной Финляндии, которые разрабатывали аналогичный проект водоохраной зоны р.Вуоксы на своей территории. Работа была одобрена природоохранными органами администраций Выборгского и Приозерского районов, заказчиком – Невско-Ладожским Водным Бассейновым Управлением и представлена на заключительном симпозиуме Европейском симпоизиуме по пространственному планированию на пути к устойчивому управлению Речными бассейнами» проектf «Watersketch». 14-15 мая 2007 г. (Рованиеми, Финляндия).

Публикации : газета «Деловой Петербург» от 27 мая 2006 г., журнал №42/2007 "Ленинградская область: экономика и инвестиции".

Эколого-градостроительные обоснования реорганизации промышленных зон городов

Такая работа необходима для оценки степени экологического воздействия и обоснования комплекса градостроительных мероприятий по реорганизации промышленных зон. Комплексная эколого-градостроительная оценка территорий основана на анализе планировочных, эколого-гигиенических, инженерно-технических условий. В работе учитываются:

- уровень и масштабы концентрации производств, инженерных коммуникаций, структура производственных территорий;

- формируемые зоны загрязнения атмосферного воздуха, объемы и специфика выбросов;

- планировочное положение промышленного узла по отношению к селитебной застройке (направления преобладающих воздушных потоков, положение по рельефу, имеющиеся защитные территориальные разрывы);

- санитарная классификация основных предприятий и плотность размещения предприятий с высокими классами санитарной вредности;

- инженерно-технические условия (наличие локальных очистных сооружений, ливневой канализации, размещение площадок промышленных отходов и др.).

Одно из основных мероприятий по реорганизации производственных территорий - установление и закрепление на местности границ промышленных районов, узлов, локальных производственных зон с целью регулирования их территориального развития и взаимоувязки с зонами иного функционального назначения и красными линиями застройки. Важной составляющей также является определение основных регламентов использования территорий в соответствии с планировочной и экологической ситуацией, соблюдение которых должно гарантировать экологически безопасное и функционально непротиворечивое развитие городской среды.

Наверх

Комплексные программы развития инженерной инфраструктуры

Институт Урбанистики разработал комплексный подход к решению инженерных проблем городов. Он предполагает переход от решения локальных задач к разработке комплексных программ развития инженерных систем городов.

Комплексность подхода заключается в том, что задачи развития инженерных систем рассматриваются не только в технической, но и организационной, экономической, политической и социальной плоскостях.

Экономический аспект связан с тем, что новые экономические условия привели к трансформации структуры и типологии жилой застройки, изменению масштабов развития инфраструктуры сферы услуг. Ресурсы инженерных сетей ряда городов не были рассчитаны на такой рост, городские инженерные коммуникации оказались не готовы к покрытию дополнительных нагрузок. Проблемы инженерного благоустройства и безопасности функционирования инженерных систем требуют решения с учетом роста уровня потребления коммунальных услуг, требований к их качеству. Современный уровень жизни горожан сегодня немыслим без полного набора инженерного благоустройства и жилья и городской среды в целом, в т.ч. и кварталов усадебной застройки – канализования, стабильного обеспечения электроэнергией, благоустроенного озеленения и пр. Сфера услуг формирует все больший набор специфических в инженерном отношении объектов – например, крупных торговых, развлекательных и офисных комплексов, имеющих очень высокие показатели выхода полезной площади на 1м2 территории и, соответственно, высокие требования к качеству инженерного обустройства.

Технологический аспект проектирования инженерного обеспечения развития городов обусловлен обостряющимися проблемами технического состояния инженерных сетей и сооружений. При этом технологические проблемы можно подразделить на две группы. В первую группу входят проблемы крупных растущих городов, в которых наблюдается строительный бум. В этих городах темпы строительства и реконструкции инженерных систем существенно отстает от темпов строительства. Существующие, в значительной степени изношенные инфраструктуры работают на предельных нагрузках, что приводит к сбоям в масштабе всего города (например, веерное отключение электричества в Москве), и к ситуациям, представляющим угрозу жизни горожан.

В малых городах и населенных пунктах проблемы другие. В нашей стране централизованные инженерные инфраструктуры построены в малых городах и населенных пунктах только там, где в советское время функционировало градообразующее предприятие. Оно же, как правило, строило многоквартирный жилой фонд и единую с градообразующим предприятием инженерную инфраструктуру. Значительное число градообразующих предприятий или обанкротилось, или работает не на полную мощность. Из таких малых городов, где нет работы, велик отток людей. Оставшимся – нечем платить за пользование услугами инженерных сетей. И в депрессивных населенных пунктах основная проблема – избыточность мощностей по отношению к платежеспособным потребителям. Платежеспособный спрос минимален, и этого ресурса недостаточно не только на развитие, но и на поддержание инфраструктур.

Применяющийся в Институте Урбанистики комплексный подход позволяет учитывать различия в ситуации крупных городов и малых населенных пунктов и предлагать разные технологические решения.

Организационный аспект программы предлагает ряд мероприятий, которые позволяют перейти к согласованному планированию развития городского хозяйства как единого инженерного комплекса. Решение отраслевых инженерных проблем должно быть взаимоувязано и рассматриваться в контексте с развитием всех элементов инженерных систем: водоснабжение + водоотведение + защита городских территорий от подтопления; инженерное обустройство берегов городских рек + строительство очистных сооружений ливневой канализации в прибрежной части. И список таких сложных смежных инженерных задач исчисляется в некоторых городах десятками. При этом согласованное решение инженерного благоустройства городов подчас некому решать – каждое ведомство отвечает за определенный тип работ, и учет взаимовлияния разных видов инженерного строительства на территориях никто не ведет. В качестве характерного примера таких просчетов можно привести типичную ситуацию: точечные решения по инженерной подготовке строительных площадок без учета общей детальной схемы инженерной подготовки территории, усугубленные утечками из сетей водоснабжения, привели к развитию обширных зон подтопления городских территорий – а это вода в подвалах, сырость, неблагоприятная экология.

Социальный и политический аспекты связаны с тем, что комплекс городского инженерного хозяйства, как правило, включает в себя инженерные системы, обеспечивающие жизнедеятельность потребителей (населения, коммунально-бытовых, промышленных предприятий), расположенных непосредственно в городе и в его пригородной зоне, территория которой принадлежит, как правило, уже другому муниципальному образованию. Такие связи обусловлены единым процессом энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения и требуют рассмотрения инженерных решений с учетом интересов развития пригородных территорий. Нередко задачи благоустройства городов противоречат интересам муниципальных образований на пригородных территориях – размещение полигонов твердых бытовых отходов, отстойников и пр. И эти задачи также требуют согласованных решений не только технического, но и социального, но и политического характера в рамках соответствующей документации территориального планирования и в программах комплексного развития системы инженерной инфраструктуры.

Особое внимание в комплексной программе делается на разработке экологических аспектов развития инженерной системы. В программу включаются мероприятия:

- ликвидация встроенных, в том числе угольных, котельных, реконструкция водогрейного оборудования котельных, что позволяет обеспечить снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, соблюдать нормативы промышленной безопасности объектов;

- выполнение работ по реконструкции тепловых магистралей с прокладкой предварительно изолированных труб, что повышает надежность тепловых сетей, существенно уменьшает потери теплоносителя и ликвидирует один из источников подтопления городских территорий;

- мероприятия по увеличению объема сточных вод, подвергаемых очистке и обеззараживанию, повышение эффективности работы очистных сооружений, ликвидация аварийных выпусков неочищенных сточных вод городской канализации, предотвращение загрязнения городских водоемов;

- строительство полигонов по хранению и утилизации отходов производства и потребления с обустройством площадок для хранения, захоронения и утилизации отходов.

Наверх

Создание механизмов финансирования развития инженерной инфраструктуры

Новые направления работы подсказывает сама жизнь. В качестве примера приведем конкретную ситуацию, с которой работали специалисты нашего крупнейшего подразделения – Комплексной архитектурно-планировочной мастерской. В 1998 г. к специалистам мастерской обратилась администрация Магнитогорска, которой требовалось обеспечить новое жилое строительство инженерной инфраструктурой. Это одна из наиболее сложных проблем любого города. Инженерное обеспечение строительной площадки должно быть опережающим. В Магнитогорске приняли решение о создании консолидированного фонда по развитию инженерной инфраструктуры, в который каждый инвестор должен был внести свою долю. Администрация города в свою очередь гарантировала обеспечение площадки инженерными сетями. Но определить обоснованный размер взноса в фонд администрация города самостоятельно не могла. КАПМ-4 впервые в градостроительной практике разработала методику определения платы за развитие инженерной инфраструктуры, которая позволила дифференцировать платежи. Плата за развитие и модернизацию инженерной инфраструктуры выражалась через удорожание единицы потребления воды, тепла, электроэнергии и т. д. и учитывала не только предстоящие затраты на новую застройку, но и улучшение условий инженерного обеспечения существующей застройки. Эта методика использовалась в течение пяти лет, затем была откорректирована и может действовать еще пять лет.

Администрация Хабаровска, ознакомившись с этой методикой, поставила задачу определить размеры платежа на основе ежегодного удорожания единицы застраиваемой территории по зонам инженерно-технической обеспеченности территории города с учетом различных категорий потребителей. Эту задачу решали ведущие специалисты мастерской Е.Г. Шеховцова и Л.В. Касторская. Близкие по тематике работы были сделаны для Барнаула.

Программа комплексного развития инженерной инфраструктуры для г.Барнаула